Корпоративные информационные системы
№ п/п |
Разделы и темы лекционных занятий |
Содержание |
|
1 |
Корпоративные информационные системы |
Роль и место информационных технологий в развитии бизнеса и организации управления. Понятие корпоративной информационной системы (КИС). Основные классы автоматизированных информационно-управляющих систем. Комплексный проект по созданию КИС: от ИТ-стратегии к корпоративной информационной системе. Этапы проекта по созданию КИС. |
|
2 |
Архитектура предприятия |
Понятие архитектуры современной организации. Архитектурные слои. Цикл выстраивания архитектуры. Мировой опыт построения архитектур (корпоративных, муниципальных, федеральных). Требования к роли архитектора. |
|
3 |
Системная диагностика организации |
Системная диагностика организации (обследование бизнес-процессов и аудит информационных систем), ее цели, задачи, виды работ и этапы. Обработка результатов обследования. Состав команды по обследованию. Проблемы анкетирования и сбора документов. Интервьюирование – что выявлять, как выявлять, у кого выявлять? Типажи проблемных интервьюируемых. Состав и структура отчета по обследованию. |
|
4 |
Моделирование бизнес-процессов |
Моделирование бизнес-процессов. Классификация бизнес-процессов. Состав и структура бизнес-модели. Функциональное, информационное и событийное моделирование, базовые нотации моделирования. Структурный и объектно-ориентированный подходы к моделированию. Глубина проработки моделей в зависимости от целей и задач проекта. Подход, основанный на диаграммах потоков данных. Комплекс IDEF-моделей. Сравнительный анализ языков и нотаций моделирования DFD, IDEF, ARIS, RUP и др. Выбор нотации в зависимости от целей и задач проекта. Этапы моделирования и практические рекомендации по моделированию бизнес-процессов. Принципы структурирования объекта при моделировании. Существующие стандарты в области методов и языков моделирования. Примеры корпоративных стандартов в области бизнес-моделирования. Современные языки моделирования класса EML. |
|
5 |
Реорганизация бизнес-процессов |
Революционный и эволюционный вариант реорганизации бизнес-процессов. Обзор основных подходов к реорганизации - BSP (business system planing), CPI (continuous process improvement), TQM (total quality management), CMM (capability maturity model for software), BPR (business process reengineering). Общие недостатки подходов. |
|
6 |
Формальный аппарат поддержки реорганизации |
Формальный аппарат поддержки реорганизации. Графовая модель бизнес-процесса. Грамматика бизнес-процесса и его порождение. Оценка возможных вариантов выполнения бизнес-процесса. Организация параллелизма при планировании бизнес-процессов. Тестирование бизнес-процессов. Модель потоков данных бизнес-процесса. Критерии тестирования бизнес-процессов. Теорема о вложении критериев. Генерация маршрутов тестирования. Оценка качества бизнес-процессов. Критерии сцепления бизнес-процесса. Критерий связности бизнес-процесса. |
|
7 |
Проектирование КИС |
Понятие концептуального и детального проектирования. Базовые подходы к проектированию, их этапы, методы и модели. Бизнес-процессы и информационные технологии. Аудит соответствия существующих программных систем задачам бизнеса. Разработка концепции корпоративной информационно-управляющей системы. Анализ требований к корпоративной системе и разработка технического задания на систему. Выбор наиболее подходящих для предприятия программных решений. Типовые компоненты корпоративной системы. Переход от моделей бизнес-процессов к требованиям по их автоматизации. Структурные карты и схемы. |
|
8 |
CASE-технологии |
CASE-технологии как инструментарий моделирования бизнес-процессов и проектирования КИС. Архитектура CASE-системы. Классификация CASE-средств. Рынок CASE-систем. Мифы CASE. Переход к CASE-технологии. |
|
Перечень контрольных вопросов:
1) Понятие системы, автоматизированной системы, информационной системы, ИТ-системы.
2) Классификация бизнес-процессов.
3) Этапы бизнес-моделирования и их результаты.
4) Сравнительный анализ инструментария бизнес-моделирования.
5) Сравнительный анализ методологий бизнес-моделирования.
6) Критерии качества бизнес-моделей.
7) CASE-технологии и связанные с ними мифы.
8) Принципы структурирования бизнес-системы.
9) Современные языки и среды моделирования архитектуры предприятия.
10) Классификация CASE-систем.
11) Базовые принципы и сравнительный анализ структурного и объектного подходов к моделированию бизнес-процессов.
12) Стандарты в области моделирования бизнес-процессов.
13) Проблемы внедрения CASE-технологий в организации.
14) Этапы комплексного консалтингового проекта – от бизнес-стратегии к корпоративной информационно-управляющей системе.
15) Этапы проекта по моделированию бизнес-процессов.
16) Этапы и результаты проекта по реорганизации бизнес-процессов.
17) Анализ и выбор CASE-системы для выполнения проекта. Примеры CASE-систем.
18) Укрупненные и детальные бизнес-модели. Референсные модели.
19) Диаграммы потоков данных как интегрирующая модель DFD-технологии.
20) Основные символы диаграмм потоков данных.
21) Методы задания спецификаций процессов.
22) Основные объекты ER-модели в различных нотациях.
23) Нормальные формы и переходы между ними.
24) Методика построения ER-моделей.
25) Основные характеристики IDEF3-моделирования.
26) Состав операторов IDEF3-моделирования.
27) Типы моделей в IDEF3 их основные характеристики.
28) Сравнительный анализ IDEF3 и IDEF0.
29) Причины неудач при внедрении корпоративных информационно-управляющих систем.
30) Разработка ИТ-стратегии. Цели, задачи и основные разделы ИТ-стратегии.
31) Процессная модель организации. Сравнительный анализ методов реорганизации BSP, CPI/TQM, BPR, ТОП.
32) Программа обучения сотрудников ИТ-службы организации.
33) Управление ИТ-проектами. Специфика управления ИТ-проектами для крупной организации.
34) Выбор тиражируемых компонент корпоративной информационно-управляющей системы.
35) Разработка корпоративных стандартов и нормативно-методических документов в области ИТ. Сайт НМД.
36) Риски при внедрении ERP-систем.
- Васильев Р.Б, Калянов Г.Н, Лёвочкина Г.А. Управление развитием информационных систем. - М.: Горячая линия-Телеком, 2009
- Калянов Г.Н. Моделирование, анализ, реорганизация и автоматизации бизнес-процессов // М.: Финансы и статистика, 2006.
- Калянов Г.Н. Консалтинг: от бизнес-стратегии к корпоративной информационно-управляющей системе // М.: Горячая линия - Телеком, 2011.
Дополнительная литература.
- Баронов В.В, Калянов Г.Н., Попов Ю.И., Титовский И.Н. Информационные технологии и управление предприятием // М.: ДМК Пресс, 2004.
- Васильев Р.Б., Калянов Г.Н., Левочкина Г.А., Лукинова О.В. Стратегическое управление информационными системами / Под ред. Калянова Г.Н. - М: Интернет-университет Информационных технологий: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Калашян А.Н., Калянов Г.Н. Структурные модели бизнеса: DFD-технологии // М.: Финансы и статистика, 2003.
- Калянов Г.Н. CASE-технологии: консалтинг в автоматизации бизнес-процессов // М.: Горячая линия – Телеком, 2002.
- Калянов Г.Н. Теория и практика реорганизации бизнес-процессов // М.: СИНТЕГ, 2000.