Корпоративные информационные системы

Программа курса: 

 

п/п

Разделы и темы лекционных занятий

Содержание

 
 

1

Корпоративные информационные системы

Роль и место информационных технологий в развитии бизнеса и организации управления.  Понятие корпоративной информационной системы (КИС). Основные классы автоматизированных информационно-управляющих систем. Комплексный проект по созданию КИС: от ИТ-стратегии к корпоративной информационной системе. Этапы проекта по созданию КИС.

 

2

Архитектура предприятия

Понятие архитектуры современной организации. Архитектурные слои. Цикл выстраивания архитектуры. Мировой опыт построения архитектур (корпоративных, муниципальных, федеральных). Требования к роли архитектора.

 

3

Системная диагностика организации

Системная диагностика организации (обследование бизнес-процессов и аудит информационных систем), ее цели, задачи, виды работ и этапы. Обработка результатов обследования. Состав команды по обследованию. Проблемы анкетирования и сбора документов. Интервьюирование – что выявлять, как выявлять, у кого выявлять?  Типажи проблемных интервьюируемых. Состав и структура отчета по обследованию.

 

4

Моделирование бизнес-процессов

Моделирование бизнес-процессов. Классификация бизнес-процессов. Состав и структура бизнес-модели. Функциональное, информационное и событийное моделирование, базовые нотации моделирования. Структурный и объектно-ориентированный подходы к моделированию. Глубина проработки моделей в зависимости от целей и задач проекта. Подход, основанный на диаграммах потоков данных. Комплекс IDEF-моделей. Сравнительный анализ языков и нотаций моделирования DFD, IDEF, ARIS, RUP и др. Выбор нотации в зависимости от целей и задач проекта. Этапы моделирования и практические рекомендации по моделированию бизнес-процессов. Принципы структурирования объекта при моделировании. Существующие стандарты в области методов и языков моделирования. Примеры корпоративных стандартов в области бизнес-моделирования. Современные языки моделирования класса EML.

 

5

Реорганизация бизнес-процессов

Революционный и эволюционный вариант реорганизации бизнес-процессов. Обзор основных подходов к реорганизации - BSP (business system planing), CPI (continuous process improvement), TQM (total quality management), CMM (capability maturity model for software), BPR (business process reengineering). Общие недостатки подходов.

 

6

Формальный аппарат поддержки реорганизации

Формальный аппарат поддержки реорганизации. Графовая модель бизнес-процесса. Грамматика бизнес-процесса и его порождение. Оценка возможных вариантов выполнения бизнес-процесса. Организация параллелизма при планировании  бизнес-процессов. Тестирование бизнес-процессов. Модель потоков данных бизнес-процесса. Критерии тестирования бизнес-процессов. Теорема о вложении критериев. Генерация маршрутов тестирования. Оценка качества бизнес-процессов. Критерии сцепления бизнес-процесса. Критерий связности бизнес-процесса.

 

7

Проектирование КИС

Понятие концептуального и детального проектирования. Базовые подходы к проектированию, их этапы, методы и модели. Бизнес-процессы и информационные технологии. Аудит соответствия существующих программных систем задачам бизнеса. Разработка концепции корпоративной информационно-управляющей системы. Анализ требований к корпоративной системе и разработка технического задания на систему. Выбор наиболее подходящих для предприятия программных решений. Типовые компоненты корпоративной системы.

Переход от моделей бизнес-процессов к требованиям по их автоматизации. Структурные карты и схемы.

 

8

CASE-технологии

CASE-технологии как инструментарий моделирования бизнес-процессов и проектирования КИС. Архитектура CASE-системы. Классификация CASE-средств. Рынок CASE-систем. Мифы CASE. Переход к CASE-технологии.

 

 

Перечень контрольных вопросов:

1)                            Понятие системы, автоматизированной системы, информационной системы, ИТ-системы.

2)                            Классификация бизнес-процессов.

3)                            Этапы бизнес-моделирования и их результаты.

4)                            Сравнительный анализ инструментария бизнес-моделирования.

5)                            Сравнительный анализ методологий бизнес-моделирования.

6)                            Критерии качества бизнес-моделей.

7)                            CASE-технологии и связанные с ними мифы.

8)                            Принципы структурирования бизнес-системы.

9)                            Современные языки и среды моделирования архитектуры предприятия.

10)                        Классификация CASE-систем.

11)                        Базовые принципы и сравнительный анализ структурного и объектного подходов к моделированию бизнес-процессов.

12)                        Стандарты в области моделирования бизнес-процессов.

13)                        Проблемы внедрения CASE-технологий в организации.

14)                        Этапы комплексного консалтингового проекта – от бизнес-стратегии к корпоративной информационно-управляющей системе.

15)                        Этапы проекта по моделированию бизнес-процессов.

16)                        Этапы  и результаты проекта по реорганизации бизнес-процессов.

17)                        Анализ и выбор CASE-системы для выполнения проекта. Примеры CASE-систем.

18)                        Укрупненные и детальные бизнес-модели. Референсные модели.

19)                        Диаграммы потоков данных как интегрирующая модель DFD-технологии.

20)                        Основные символы диаграмм потоков данных.

21)                        Методы задания спецификаций процессов.

22)                        Основные объекты ER-модели в различных нотациях.

23)                        Нормальные формы и переходы между ними.

24)                        Методика построения ER-моделей.

25)                        Основные характеристики IDEF3-моделирования.

26)                        Состав операторов IDEF3-моделирования.

27)                        Типы моделей в IDEF3 их основные характеристики.

28)                        Сравнительный анализ IDEF3 и IDEF0.

29)                        Причины неудач при внедрении корпоративных информационно-управляющих систем.

30)                        Разработка ИТ-стратегии. Цели, задачи и основные разделы ИТ-стратегии.

31)                        Процессная модель организации. Сравнительный анализ методов реорганизации BSP, CPI/TQM, BPR, ТОП.

32)                        Программа обучения сотрудников ИТ-службы организации.

33)                        Управление ИТ-проектами. Специфика управления ИТ-проектами для крупной организации.

34)                        Выбор тиражируемых компонент корпоративной информационно-управляющей системы.

35)                        Разработка корпоративных стандартов и нормативно-методических документов в области ИТ. Сайт НМД.

36)                        Риски при внедрении ERP-систем.

Список литературы: 

 

  1. Васильев Р.Б, Калянов Г.Н, Лёвочкина Г.А. Управление развитием информационных систем. - М.: Горячая линия-Телеком, 2009
  2.  Калянов Г.Н. Моделирование, анализ, реорганизация и автоматизации бизнес-процессов // М.: Финансы и статистика, 2006.
  3. Калянов Г.Н. Консалтинг: от бизнес-стратегии к корпоративной информационно-управляющей системе // М.: Горячая линия - Телеком, 2011.

 

                      Дополнительная литература.

  1. Баронов В.В, Калянов Г.Н., Попов Ю.И., Титовский И.Н. Информационные технологии и управление предприятием // М.: ДМК Пресс, 2004.
  2.  Васильев Р.Б., Калянов Г.Н., Левочкина Г.А., Лукинова О.В. Стратегическое управление информационными системами / Под ред. Калянова Г.Н. - М: Интернет-университет Информационных технологий: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  3. Калашян А.Н., Калянов Г.Н. Структурные модели бизнеса: DFD-технологии // М.: Финансы и статистика, 2003.
  4. Калянов Г.Н. CASE-технологии: консалтинг в автоматизации бизнес-процессов // М.: Горячая линия – Телеком, 2002.
  5. Калянов Г.Н. Теория и практика реорганизации бизнес-процессов // М.: СИНТЕГ, 2000.