За последние десятилетия растущее экономическое давление и возросшие ожидания общества привели к внедрению системы государственного финансирования университетов, в основе которой лежат показатели результативности этих организаций. Адаптируясь к этим новым условиям финансирования, университеты начали развивать новые виды деятельности. В настоящее время национальные органы власти в разных странах занимаются разработкой и апробацией различных способов многоаспектной систематизации университетов в целях разработки эффективных программ для развития высшего образования. В статье подготовлен обзор литературы различных методов типологизации университетов, обсуждается выбор индикаторов и математического инструментария для группировки университетов с учетом их сходства и оценки эффективности университетов на основе классического и модифицированного методов оболочечного анализа данных (DEA). Мы предлагаем новую типологию университетов, принимая во внимание показатели их научной и образовательной деятельности, а также уровень эффективности. Предлагаемая типология, протестированная на российских данных, основана на кластеризации университетов с учетом их ресурсного обеспечения, научно-образовательного потенциала и показателей результативности. Созданная типология не только группирует университеты по типу, но и строит дерево решений для отнесения организации к тому или иному типу с учетом степени их неоднородности. Она может служить основой для содержательного анализа разнородной совокупности групп университетов и выработки адресных мер политики, адаптированных к специфике каждой из выделенных групп.