Особенность задачи управления лечебным процессом в крупной больнице (клинике) состоит в том, что, как правило, отсутствует единый центр оперативного управления, – отделения и вспомогательные подразделения работают и планируют свою деятельность самостоятельно, в силу необходимости взаимодействуя с другими подразделениями. Кроме того, продолжительность выполнения большинства лечебных процедур (операций, врачебных консультаций) невозможно определить заранее. В связи с этим в последнее время для оперативного планирования и управления лечебным процессом предлагаются методы, основанные на идее так называемых мультиагентных систем. Каждая «сторона», участвующая в лечебном процессе и представленная в оперативном плане (расписании): врачи, пациенты, ресурсы, представляется своим программным блоком – агентом или множеством агентов, которые участвуют в составлении расписания «от своего имени», исходя из собственных предпочтений и ограничений. Правила взаимодействия агентов задаются таким образом, чтобы в результате получались «хорошие» в общепринятом понимании расписания.
Есть три типа работ по применению мультиагентных систем в больницах. В работах первого типа сознательно абстрагируются от конкретных особенностей лечебного процесса в больницах разных типов. Цель этих работ – на довольно общих компьютерных моделях исследовать эффективность разных механизмов, обеспечивающих взаимодействие агентов, разных эвристических правил составления расписаний и т.п.
В работах второго типа итоговой целью является применение мультиагентной системы для оперативного планирования лечебного процесса в реальных больницах. Очевидно, мультиагентная система не может работать в автоматическом режиме, поэтому она мыслится как интерактивная среда, позволяющая работать в реальном времени. При этом агенты берут на себя только «формальную» работу, не требующую медицинской квалификации. Постановка диагноза, определение состояния больного, выбор медицинского вмешательства остается за врачами.
В работах третьего типа мультиагентная структура используется для построения имитационной модели конкретной больницы. В такой модели с максимально возможной точностью воспроизводятся организационная структура больницы (или ее части), имеющиеся ресурсы (палаты, койки, оборудование, персонал), механизм взаимодействия подразделений в ходе лечебного процесса и реальные статистические характеристики потока больных. Благодаря наличию имитационной модели появляется возможность совершенствовать саму организацию лечебного процесса.